Угроза религиозной войны в Украине. Реальна ли она?
В последние дни противостояние властей с Украинской православной церковью стало приближаться к своему апогею.

В СМИ от радикалов и даже представителей Офиса президента начали звучать прямые и завуалированные призывы к убийству священнослужителей УПЦ. Настоятеля Киево-Печерской Лавры митрополита Павла (Лебедя) отправили под домашний арест. А в регионах активизировался процесс захвата храмов УПЦ, которому активно содействуют местные и центральные власти.
В этой связи у многих обозревателей растёт обеспокоенность по поводу того, не станут ли нынешние события началом "религиозной войны" в Украине, которая, согласно существующим в обществе стереотипам, "является самой кровавой из всех войн". Попробуем оценить перспективы столь негативных сценариев и мы. Но обо всём по порядку.
Начиная с 30 марта, когда в Лавру прибыла комиссия Министерства культуры для описи имущества монастыря и приёма его в государственное владение после расторжения договора аренды, верующие и священнослужители УПЦ не пускают чиновников в обитель, ежедневно устраивая на входе в неё молитвенное стояние. Акция носит подчёркнуто мирный характер. Верующие молятся, крестятся и попутно стараются не поддаваться на провокации митингующих рядом националистов и "сторонников ПЦУ" (почему в кавычках - опишем ниже).
Митингующие против УПЦ у стен Лавры представляют собой довольно пёструю компанию. От сельских пенсионеров, пляшущих под украинскую народную музыку, до школьников, студентов и даже представителей ромов (цыгане). Безусловно, некоторые из них идейные, например, активисты националистических организаций, откликнувшиеся на призыв известного радикала Евгения Карася. Они пришли пикетировать, по их собственным утверждениям, "московских попов".
О своей ненависти к УПЦ и её прихожанам они говорят на камеры не таясь. Так, два дня назад, в интервью журналисту "5 канала" один из пришедших под Лавру националистов заявил, что, по его мнению, митрополита УПЦ Павла (Лебедя) необходимо "вывезти в лес, поставить на колени и пристрелить", саму Лавру - сжечь, а всех прихожан Украинской православной церкви - поразить в гражданских правах, так как они - "предатели". Себя дававший комментарий радикал при этом назвал язычником.
И если от украинских националистов слышать нечто подобное далеко не удивительно, то появление в конце прошлой недели похожей риторики от представителей Офиса президента говорит о крайнем раздражении власти ситуацией вокруг УПЦ и оказанным православными верующими гражданским сопротивлением. В частности, 31 марта советник главы ОП Михаил Подоляк в интервью 24 каналу заявил, что УПЦ "хочет оставаться элементом российского влияния" и выразил сожаление тем фактом, что её духовенство не "зачистили физически" в первые месяцы войны.
«У нас сегодня есть уникальный шанс, когда можно было бы все быстро и безболезненно вылечить в течение первых 3–6 месяцев войны. Тогда можно было много таких просто зачистить физически. Сегодня это немного сложнее. Но это не означает невозможно. И мы сегодня юридически мотивированы, достаточно жестко пройтись по этому пути», - заявил Подоляк.
Если это заявление не оправдание убийств священнослужителей одной из конфессий по политическим мотивам, то что? В другом интервью на прошлой неделе всё тот же Михаил Подоляк заявил, что "в Украине останется ПЦУ. Только ПЦУ", тем самым давая понять, что в Офисе президента намерены уничтожить УПЦ как минимум в качестве легальной организации. Правда, следует отметить, что не все заявления власти по поводу УПЦ настолько радикальны. Так, известный "ястреб" украинской политики - секретарь СНБО Алексей Данилов - за прошедшие 2 недели дважды заявил, что силой изгонять монахов из Лавры власти не намерены, но у них есть "другие средства" для этого.
Одно из таких средств было применено властями в минувшую субботу, когда за один день СБУ выдвинуло настоятелю Лавры митрополиту Павлу подозрение в оправдании российской агрессии и разжигании межрелигиозной вражды, а затем Шевченковский суд отправил архиерея под домашний арест, предписав надеть на него электронный браслет.
В понедельник на ресурсах Украинской православной церкви было опубликовано обращение настоятеля Лавры с призывом к православным верующим "не предавать Христа и защищать Лавру". Этот призыв был услышан и, по состоянию на 4 апреля, молитвенные стояния верующих под стенами монастыря продолжаются, а число их участников периодически растёт.
В этих условиях власти "пошли в атаку" на УПЦ в регионах. После инцидента с "избиением военного священнослужителем УПЦ" (материалы МВД свидетельствуют о том, что гражданин в военной форме сбросил на пол Евангелие во время богослужения, чем совершил хулиганские действия), сторонники ПЦУ захватили кафедральный собор Украинской православной церкви в Хмельницком, а местный горсовет лишил УПЦ права пользования землёй под ним.
За несколько дней до этого местные националисты и сторонники ПЦУ, применяя физическую силу и слезоточивый газ, захватили последний храм УПЦ в Ивано-Франсковской области. 3 апреля также стало известно о том, что в Верховную Раду подан законопроект о расторжении договора аренды с УПЦ на пользование Почаевской Лаврой (находится в Тернопольской области).
Но если на Западной Украине, где традиционно сильны националистические настроения, и тем более - в таких регионах как Ивано-Франковская область, где доминирующей конфессией является греко-католичество, дела у властей в вопросе противостояния УПЦ идут сравнительно гладко, сказать того же о Киеве явно нельзя.
5 апреля исполнится неделя, как прихожане и монахи удерживают Лавру от передачи под контроль Минкульта. И пока инициативы властей по отъёму монастыря у УПЦ явно не находят широкой поддержки.
Возвращаясь к вопросу, вынесенному в заголовок статьи, можно констатировать, что "религиозная война" в том смысле, в котором ожидают её некоторые обозреватели, Украине вряд ли грозит. По той простой причине, что верующие УПЦ совершенно точно не имеют ни сил, ни обеспечения, ни необходимого уровня организации, ни, самое главное, намерения для ведения вооружённого противостояния. Вместо этого они имеют кое-что гораздо большее - слова Христа: "Сила Моя в немощи совершается" (2 Кор. 12:9) и двухтысячелетний опыт церкви по противодействию гонениям.
Когда римский император Диоклетиан в 303 году начал "Великое гонение" на христиан, сопровождавшееся лишением гражданских прав, закрытием храмов, уничтожением священных книг и казнями верующих, церковь тоже не имела ни сил, ни возможностей, ни желания вступить против него в "религиозную войну". Вместо этого её священнослужители и прихожане принимали все мучения и смерть за Христа, своим примером убеждая даже закоренелых язычников в истинности собственной веры.
Закончилось это тем, что к моменту битвы у Мульвийского моста в 312 году большинство солдат в войске сына наместника Галлии и будущего римского императора Константина I уже были христианами. Константин разместил на своих знамёнах монограмму Христа, по легенде показанную ему ангелом со словами "In hoc signo vinces" (лат. "С этим знаком - победишь"), после чего разгромил войско язычника Максенция, стал императором и в 313 году вернул христианам гражданские права, а затем сделал христианство государственной религией Римской Империи.
Если власти рассчитывают встретить в лице прихожан УПЦ "коварных вооружённых агентов Кремля", а потом "героически их победить", то этот расчёт явно не оправдается. Вместо этого они уже сейчас столкнулись с церковью мучеников, готовой идти на заклание, тем самым "совершая свою силу в немощи".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Вы можете закрыть это окно и продолжить чтение. А можете - поддержать нашу команду небольшим донатом, чтобы мы и дальше могли писать и снимать видео о том, что действительно важно для нас с вами, вместе влиять на решения власти и общества
Стать Другом