Госпереворот имени Ахметова, "вагнеровцы", ругань с журналистами и второй срок: Зеленский дал внезапный многочасовой пресс-марафон
И местами его выступление было чересчур эмоциональным — если не сказать грубым или даже хамским. Разбираем, что рассказал глава государства и о чём это говорит.

Сегодня президент Украины Владимир Зеленский провёл пресс-марафон, пригласив на него журналистов из тридцати, как выразились в ОПУ, "ведущих украинских и международных изданий". Отметим, что известие о проведении мероприятия стало более чем внезапным: вчера под вечер появились слухи, что готовится общение с прессой, а позже в Офисе президента официально подтвердили желание главы государства пообщаться с прессой. Всё было сделано настолько быстро, что невольно возникает вопрос, не было ли это намеренным, чтобы СМИ не успели должным образом подготовиться. К слову, в последний раз такое общение с журналистами Зеленский проводил 20 мая, в день двухлетия своей каденции.
Наше издание Klymenko Time в списке "ведущих", конечно же, нет: мы бы явно задали президенту ряд неудобных вопросов, ведь считаем, что задача журналистов - аргументированно критиковать, если есть за что (и ведь есть же!), а не держать политиков или чиновников в "тёплой ванне". Что ж, на участие в "клубе избранных" мы и не претендуем - тем более, что всё равно внимательно наблюдали и отслеживали пресс-марафон Зеленского.
О чём самом важном говорил глава государства? Разбираемся и анализируем событие в нашем подробном материале.
Подготовка и начало
Как мы уже говорили, сообщение о пресс-конференции президента стало внезапным, а информация появилась менее чем за сутки до события. Естественно, по-хорошему так не делается, и если эта идея не была абсолютно спонтанной (а ведь это было бы вполне в стиле нынешней власти!), то всё явно направлено на то, чтобы ошарашить журналистов, дабы те не успели как следует подготовиться. А вот таким, к слову, был список "избранных", которым разрешили присутствовать на пресс-марафоне.
Фото: скрин Liga.Net
Как мы видим, помимо известных СМИ, есть здесь и издания, скажем толерантно, второго эшелона, чья медийная активность и охваты аудитории не то чтобы очень большие. А вот ряд крупных площадок и даже лидеров прайм-тайма, однако другой, оппозиционной направленности (наше издание, "Вести", "Страна", "Шарий.Нет" и "Новое издание" Анатолия и Ольги Шарий, телеканал "НАШ", etc) в данном списке нет. Впрочем, в этом никто особо и не сомневался.
Ещё до начала пресс-марафона он уже отметился несколькими показательными моментами. Это и абсолютно невразумительное общение главы пресс-службы Зеленского Сергея Никифорова с журналистами, которых не допустили на мероприятие, и хамство охраны президента, которая не давала снять, как подъезжает его кортеж, и протесты митингующих возле места проведения, etc. В общем, настроение и тон были заданы изначально. По итогу все собрались в коворкинге Creative State Arsenal и конференция началась. К слову, её план был довольно оригинальным: пускали не всех журналистов, а группами, 5 групп по 30 минут на каждую. По итогу в тайминг уложиться не удалось.
Государственный переворот 1 декабря, Ахметов, "вагнеровцы", пропагандисты и война с РФ
Непосредственно разговор с журналистами у президента начался с того, что он извинился перед теми, кого не смогли пригласить. При этом он тут же пошутил на тему того, что пресса у него "не ручная", ведь "Савика же пустили". Имеется ввиду Савик Шустер, работающий на ахметовском телеканале "Украина" и который в последнее время активно критикует главу государства. Как выяснилось впоследствии, шутка эта была не лучшей затеей, и с журналистом у Зеленского возникла перепалка, переросшая во взаимные обвинения. Забегая наперёд - отметим, что в дальнейшем доходило и до настоящих словесных конфликтов между Зеленским и представителями СМИ, которые сопровождались взаимным хамством и вызывали осуждение как у модератора, так и у других коллег присутствующих. Такого формата пресс-конференции мы, если честно, не припомним.
Так, президент рассказывал о том, что "четвёртая власть" к нему часто несправедлива. Собственно, данный нарратив шёл красной нитью через всё выступление Зеленского. По его словам, из-за неправильной или манипуляционной подачи информации в прессе многие не видят реальных достижений (правда, не уточнялось, каких именно). А вот кризисы и проблемы, напротив, выходят на первый план. К примеру, его спросили про посадки - он ответил, что "посадок тысячи", на местах, "мелких" людей, но народ этого не видит. Возможно, не видит потому, что ожидались прежде всего посадки набивших оскомину топ-чиновников и коррупционеров, а не "мелкой шушеры", которая выполняет роль козлов отпущения?
По поводу нападения РФ, о чём трубят все украинские и западные СМИ вот уже который день, Зеленский ответил весьма спокойно. По его словам, не стоит забывать, что война уже идёт восьмой год. И что вероятность нападения есть, однако нет нужды беспокоиться, ведь наша армия, спецслужбы и силовики полностью готовы к любому развитию событий. Так ли это? Не знаем. Хотелось бы верить, что не придётся проверять боеспособность Украины на практике. Войны с Россией "не будет, не должно быть", и Зеленский хочет услышать подтверждение этого от Кремля - хотя там уже сто раз сказали, что ни на кого нападать не собираются. Наконец, президент сказал, что готов к прямым переговорам с РФ.
Однако внешние угрозы могут быть даже не столь страшны, как внутренние. К этой мысли подводит президент далее. Например, на 1 декабря в Украине... планируется государственный переворот. Президент заявил об этом как бы между делом, со спокойной интонацией. Дальше - больше: оказывается, что замешан в нём может быть лично Ринат Ахметов, близкие к нему люди, а также РФ. Союз Ахметова и Кремля в подготовке госпереворота - это сильное заявление. Видимо, это понял и сам Зеленский, так как далее неоднократно говорил, что, по его мнению, олигарха к этому склоняют, его втянули в не его игру и в целом не всё ещё потеряно. Сложилось ощущение, что Зеленский как бы давал самому крупному украинскому бизнесмену намёк, что договориться ещё можно и что не все мосты сожжены. Тем не менее, в адрес олигарха звучали постоянные упрёки и обвинения, вплоть до заявлений о том, что "страна называется Украина, а не ДТЭК", и что Ахметов "воюет с государством". К слову, после этого начался спор Зеленского с Савиком Шустером, в котором Зе нередко позволял себе говорить о "пропагандистах" на канале "Украина", о намеренных кознях СМИ, интересоваться у Савика, честный ли он человек и богат ли он, etc. Выглядело, прямо скажем, не очень - да и сравнения себя с государством в стиле Людовика XIV ("государство - это я" в контексте конфликта с Ахметовым) явно шло не в плюс.
Отдельно президент вспомнил и про спецоперацию с "вагнеровцами". Его ответ был очень долгим и пространным. Суть сводилась к тому, что про операцию он знал, но был от неё не в восторге - "нас туда втягивали". Фактически же, всю вину он прямо, от имени первого лица государства, возложил на Бурбу, который тогда командовал разведкой. Президент назвал экс-разведчика "аферистом и проходимцем". К слову, в этом контексте новыми красками играет наша версия о том, что означает сегодняшний пост Сергея Лещенко, в котором рассказывалось, как Бурба предлагал украсть формулу вакцины на Западе. По сути, именно бывшего руководителя ГУР делают главным виновным в срыве "вагнеровцев" и сливе информации в СМИ.
Порошенко, Янукович, Ермак, дестабилизация страны и "дать ему по морде" от Бутусова
Не единожды во время разговора Зеленский вспоминал "попередников", делая акцент, что он не такой, как они. Он вспоминал и Януковича с экс-министром МВД Захарченко, заявив, что последний давал приказы расстреливать людей. Мы пропустили этот момент - а что, дела Майдана уже полностью расследованы и в них поставлена точка, а общество знает со стопроцентной доказательной базой, кто именно открыл огонь? Глава государства делал акцент на том, что руководитель его администрации Ермак - не такой, и сравнения от журналистки порошенковского "5 канала" (именно она провела такую аналогию) некорректны.
В адрес Петра Порошенко также звучали упрёки. Президент сказал, что не будет "увольнять Ермака лишь потому, что этого хочет Порошенко". И что он "не зарабатывает на стране, как делал кое-кто". Он также вспомнил, как экс-президент, пользуясь ситуацией, "залез на бульдозер" в декабре 2013 года, хотя уже тогда гибли люди. Правда, насколько мы помним, первые жертвы протестов появились только в январе 2014.
Далее вновь последовали завуалированные проявления недовольства в адрес журналистов. В частности, президент обвинял ряд СМИ (особо, впрочем, не конкретизируя, кого он имеет ввиду) в дестабилизации страны. В пример он приводил эфиры на "Украине" и "Украине 24" - судя по всему, после закрытия каналов Медведчука это у власти враг номер 1. Так, Зеленский заявил, что он рассчитывал на поддержку средств массовой информации в это непростое для страны время, однако не получил её. СМИ же намеренно занимаются искривлением действительности, борясь с ним как с президентом - но таким образом на самом деле борются с государством. И вновь мы вспоминаем французского короля с его знаменитой фразой "государство - это я". Очень опасные параллели.
В целом, президент нередко не скрывал своего раздражения, переходил на эмоции в общении с журналистами, а несколько раз всё доходило до настоящего словесного конфликта и взаимных обвинений - причём достаточно грубых. Пожалуй, ярче всего это продемонстрировал "диалог", если это можно так назвать, с главредом "Цензора" Юрием Бутусовым. Пересказывать их эпичную перебранку бессмысленно: достаточно лишь сказать, что Зеленский прямо обвинил журналиста в смертях людей и сливах информации, а тот в ответ многократно заявлял, что глава государства "брешет" и даже стал поучал его жизни - мы затрудняемся иначе это описать. Предлагаем вам без лишних слов просто ознакомиться с видеозаписью того разговора.
Дошло до того, что Бутусов впоследствии сказал, что нужно было "дать ему по морде", имея ввиду главу государства. А журналистка "плюсов" Наталья Мосийчук ринулась критиковать Бутусова, заявив, что ей стыдно за происходящее и что все вокруг говорят "чёрт знает что". В то же время прессек Зеленского Никифоров пытался прервать ссору, обвиняя главреда "Цензора" в споре со здравым смыслом и нормами этикета. К слову, по итогу вопросы от представительницы "1+1" оказались едва ли не самыми безобидными, а её явная защита президента также очень бросилась в глаза. Несколькими минутами ранее Зеленский говорил, что у него нет союзников в медиа, что его единственный союзник - украинский народ, а также вспоминал конкретно об Игоре Коломойском, уверяя, что никаких связей, договорённостей и поддержки от олигарха нет. Мы заметили.
Второй срок, реформы, коронавирус, торговля с РФ и крест Ермака
Многих интересует важный вопрос: пойдёт ли Зеленский на второй срок, особенно учитывая, что он обещал идти только на один. Немудрено, что журналисты спросили его об этом.
"Я не гонюсь за властью и не борюсь за власть", - ответил президент. Мы запомним эти слова, как запомнили и обещание в 2019 году баллотироваться лишь единожды.
Зеленский уверяет, что решение о следующей каденции ещё не принято. Главным аргументом для этого будет мнение его семьи, а также поддержка народа Украины. Тем не менее, уже давно всё указывает на то, что Зе-команда, включая президента, хотят остаться во власти и в дальнейшем.
"Решение о том, идти ли на второй срок, я буду принимать с семьёй, но позднее... Я не буду бороться за власть, я буду бороться за Украину. Но власть мне нужна, чтобы реализовать все поставленные цели", - сказал Зеленский.
Далее снова вспомнили Андрея Ермака. Зеленский комплиментарно высказался о чиновнике, сказав, что глава Офиса президента - "очень мощный" человек, который "несёт свой крест". Он также не сомневается в его порядочности, ведь в таком случае на Западе с ним "никто бы не сел за стол переговоров".
Что же до ситуации с коронавирусом, то она "тяжёлая" и этим глава государства недоволен. Однако его радует, что всё больше людей ежедневно записываются на вакцинацию. При этом количество смертей увеличивается, а точный процент поддельных прививок от общего количества не знает никто, но есть аргументированные подозрение, что таких "липовых" сертификатов в стране более чем много. Про это президент ничего не сказал. Ну, а что касается реформ, то здесь ответ был лаконичен и прост: реформы идут и это хорошо. К примеру, Зеленский очень доволен земельной реформой и открытием рынка земли.
Отдельный вопрос касался торговли с Россией. Журналист "похвалил" Зеленского, сказав, что созданная им компания "Квартал 95" является очень успешной. В частности, она продавала и сейчас продаёт в РФ сериалы, которые имеют там крупную аудиторию и зрительскую любовь - что конвертируется в прибыль. Нет ли в этом случае сходства с Порошенко, чья фабрика в Липецке работала до 2017 года? По мнению Зеленского, сравнение неправильное, ведь к "кварталовскому" делу он уже давно не имеет никакого отношения, а продажа сериалов происходила через шведскую компанию, которая обладает таким правом уже очень давно, ещё до начала конфликта. В общем, "я не я и хата не моя", если говорить коротко. В целом же, торговля с агрессором - это нехорошо, но есть исключительные случаи. К примеру, уголь из РФ или электроэнергия из Беларуси: если это необходимо для выживания государства, для комфортной жизни людей и во избежание кризисов, то покупать там можно и нужно. Однако, возникает некая логическая неточность: если агрессивные страны хотят, чтобы наше государство исчезло и развалилось, зачем же они "подставляют плечо" в тяжёлые моменты? Загадка.
В целом, на этом самые основные и громкие информационные тезисы заканчиваются. Дальнейший разговор касался международных отношений, нюансов взаимодействия с европейскими партнёрами, оценки Зеленским работы правительства, ситуации в экономике и энергетике, масштабной реформы ЖКХ, путешествия с Ермаком на вертолётах ГСЧС. etc. Безусловно, это важные вещи, однако никаких особо громких моментов там не прозвучало (разве что в ответ на вопрос о законности санкций СНБО Зеленский уточнил, считает ли журналистка попавших под санкциями вообще за людей), а потому детально расписывать монологи президента на эту тему в и так крупном материале смысла нет.
Пресс-марафон Владимира Зеленского продлился пять с половиной часов вместо запланированных трёх.
Пресс-конференция Зеленского: что это было и для чего? Выводы и прогнозы
Складывается впечатление, что пресс-марафон был организован "на коленке". Более того, несмотря на постоянно декларируемую президентом в его ответах "открытость" и "откровенность", раз за разом при просмотре преследовала устойчивая мысль, что разговаривать с журналистами ему очень не хотелось.
Во-первых, многих оппозиционно настроенных представителей прессы в "списке избранных" попросту не оказалось. Во-вторых, даже те, кто пришли, ставили подчас довольно острые вопросы, что вызывало столь же острые ответы, иногда переходившие в откровенную грубость и даже словесные перепалки, как это было с Бутусовым или Шустером.
Функционеры ОП, организовавшие мероприятие, явно преследовали цель создать образ не "простого парня", как это делалось раньше, а жёсткого и бескомпромиссного лидера, который устал терпеть неаргументированную, с его точки зрения, критику и пришёл "поставить всех на место", сместив при этом информационные акценты в прессе. В общем и целом, местами так и было. Вот только это не красило ВСЕХ участников данного процесса.
Было очень заметно, что иногда Зеленский сильно нервничает, напрягается и переходит личные границы в общении, перебивает журналистов и не даёт вставить слова. С другой стороны, и представители СМИ не всегда были корректны, а некоторые позволяли себе откровенно недипломатичную манеру беседы. К слову, нередко президент переходил на русский язык, затем на украинский, после чего снова на русский. Ранее уже было замечено, что делает он это в минуты эмоционального напряжения, ведь так русскоязычному на протяжении всей жизни человеку банально удобнее формулировать и доносить мысли. По итогу, добрая четверть - если не больше - разговора велась на русском языке или на "гибриде" двух языков, нередко уживавшихся даже в рамках одного предложения.
Чем всё это закончится для Зеленского - увидим. У нас сложилось ощущение, что сегодня он вызвал очень сильное недовольство со стороны журналистского сообщества, причём у представителей абсолютно разных идеологических плоскостей. Своими жёсткими ответами президент явно укрепил в их неприятии своих старых врагов, и возможно, даже нажил новых. Стоит хотя бы почитать, что писали известные телеведущие, которых не пригласили на этот пресс-марафон.
Зачем это было сделано и оправдана ли такая стратегия общения с медиа? С нашей точки зрения - едва ли. Чем дальше, тем сильнее власть будет терять рейтинги - если не произойдёт чуда, во что верится слабо. И оскорблённые, злые, считающие себя униженными журналисты со всех сторон начнут ещё сильнее "кусать" главу государства, прямо или опосредованно через его приближённых. "Тактику тысячи порезов" никто не отменял, а практика показывает, что войну с журналистами в Украине пока не удалось выиграть ни одному президенту. Стратегия "общения напрямую" и "мой союзник - народ Украины", в то время как кругом "враги и предатели", о чём едва ли не напрямую заявлял Зеленский, работала в 2019 году, частично - в 2020. Тогда у него было сперва за 70%, а потом крепкие 45-50% реальной поддержки населения. Но сейчас, под конец 2021 года, когда рейтинг упал до 22-24%, такая технология уже не актуальна и не адекватна ситуации. Просто потому, что "золотое время" всенародной любви и надежд, подкрепляемое удачными летом-осенью 2019 года (серьёзное укрепление гривны, "оттепель" в отношениях с РФ, затишье в Донбассе, благоприятная конъюнктура на внешних рынках, создавшая ситуативный подъём в экономике), уже прошло. А вернуть его невозможно.
К сожалению, мы вынуждены сделать главный вывод из всей ситуации: президент так и не понял, что его главные враги - это не "олигархи", "предатели", "инагенты", журналисты, медиа и просто все-все-все. Главный враг Зеленского и его власти - он сам. Его невыполненные обещания, не оправданные им надежды избирателей, перманентные скандалы и "зашквары" его окружения и его депутатов, постоянно "съедающие" рейтинг. А потому основным оппонентом президента на следующих выборах будет не Порошенко, Медведчук или Путин, а сам Зеленский. Точнее - его антирейтинг, который по разным оценкам уже достигает как минимум 30, а как максимум 50 и более процентов.
P.S. Больше всего нам понравились слова Зеленского - "Я не закрываю телеканалы, как это делают в некоторых странах".
112, NewsOne, ZIK и «Перший незалежний» понимающе кивнут.
Ранее мы подробно анализировали и освещали пресс-конференцию Зеленского, посвящённую двухлетию его каденции.
Понравился материал? Поставьте ему 5 звезд. Это важно для автора.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Новости
Вы можете закрыть это окно и продолжить чтение. А можете - поддержать нашу команду небольшим донатом, чтобы мы и дальше могли писать и снимать видео о том, что действительно важно для нас с вами, вместе влиять на решения власти и общества
Стать Другом