Тимофей Летов
27 февраля 2023 10:54

Свет в конце туннеля, или как Украине удалось пройти зиму

А ведь она обещала стать самой сложной за историю независимости

Время для чтения

Минут на чтение:

7

Свет в конце туннеля, или как Украине удалось пройти зиму

В Украине существенно улучшилась ситуация с энергоснабжением. В большинстве регионов свет вообще перестали выключать. Есть сравнительно проблемные области, вроде Одесской и прифронтовых, но в целом, в сравнении с тем, что было еще месяц-полтора назад, обыватель может точно говорить, что проблемы с подачей света устранены.

Причин, почему в украинских городах и селах по итогу первого года войны есть свет, существует сразу несколько, и мы их все постараемся указать. Но все же для старта отметим исключительно профессиональную работу украинских энергетиков. У этих людей нет своего Арестовича или Подоляка, они не пишут пафосные посты в социальных сетях и в целом для большинства обывателей изъясняются на не совсем понятном техническом языке. И все же заметим, что даже после наиболее массовых ракетных ударов свет в подавляющем большинстве регионов появлялся уже по истечению первых суток, а чаще всего, гораздо раньше. Украина переживала блэкауты, были совсем скверные ситуации с почасовыми графиками подачи, но по итогу каждый раз вопрос решался.

И это очень хорошая, можно даже скаламбурить и сказать, что светлая история. В Украине еще до войны разучились строить космические ракеты, корабли и самолеты. Но школа электриков в масштабах всей страны, начиная от рядового ЖЭКа и вплоть до генерирующих компаний, все же функционирует. По крайней мере, есть люди, которые понимают, как можно устранять экстраординарные проблемы, и делают это еще и максимально оперативно.

Впрочем, главная причина, почему свет есть сегодня в Украине – это все же советское наследие. При Союзе строили так, что даже ракетными ударами «декоммунизировать» полностью ТЭС, ТЭЦ, подстанции и прочие объекты огромной энергосистемы оказалось предельно сложно. И это видно не только на примере энергосистемы. Промышленные объекты, вроде «Азовстали» выдерживали прямые попадания сверхмощных 3-тонных авиабомб. Те же панельные дома в Бахмуте или Угледаре не складываются в гармошку при прямых попаданиях в них снарядов самых разных калибров, включая авиационные ракеты класса «воздух-земля». И хотя сейчас очень рьяно ведется борьба с советским наследием, но есть подозрение, что некоторые объекты родом из СССР вполне могут по долголетию пережить египетские пирамиды.

Другой ключевой момент – это интенсивность ракетных ударов. Для сопоставления, чтобы выключить Югославию в 1999 году, НАТО сбросило на страну за три с половиной месяца около 20 тысяч крылатых ракет и управляемых авиабомб. Это при том, что та Югославия вместе с Косово и Черногорией была в 5 раз меньше Украины без Крыма, Донбасса и неконтролируемых частей Запорожской и Херсонской областей. Россия за год войны нанесла гораздо меньше подобных ударов. Поэтому объективно выключить всю Украину таким количеством было почти невозможно, и невозможное таки не произошло.

Стране также повезло с наличием АЭС, которые до войны производили порядка 60% всего электричества. Определенные проблемы возникли с потерей Запорожской АЭС – крупнейшей в Украине и Европе, – но даже оставшихся станций хватило, чтобы перекрыть потребности значительной части территории. Россия пыталась наносить удары по высоковольтным 750 кВт трансформаторам, которые как раз принимали электроэнергию, вырабатываемую АЭС. Но это то, что «лечится», пусть и не без труда. А вот по атомным станциям, естественно, никто целенаправленно бить не станет.

Помимо этого Украина организовала импорт электроэнергии из Словакии. А в самой стране по максимуму работают гидроэлектростанции. То есть удалось восполнить сеть дополнительной генерацией. И отметим особо мягкую зиму в Украине, когда температура даже на двое суток подряд не опускалась ниже 10 градусов.

Но есть еще один фактор, о котором не любят говорить во властных кабинетах. В стране практически полностью остановлено крупное и во многом среднее промышленное производство, а до войны именно промышленность была основным потребителем электроэнергии. С учетом всех вышеописанных факторов этот можно называть даже самым главным. И он далеко не самый приятный. В стране очевидная безработица, источники пополнения бюджета разрушены, но в качестве компенсации – безработные и малообеспеченные все же сидят не при свечах, а под лампочками, пусть уже и не Ильича.

А еще так особо никому и не пригодились широко разрекламированные «пункты несокрушимости». Они горели, закрывались из-за отсутствия света, и в целом, эти пункты были очень неудачным примером организации пиара. И будь в Украине реальные проблемы со светом, можно с большой вероятностью предположить, что антипиар у них был бы гораздо больше, по крайней мере, рейдов военкомов они бы точно не избежали. А так страна и зиму худо-бедно пережила, и работа этих пунктов – сейчас далеко не самый главный вопрос, который есть у общества.

Но вот что касается среднесрочной перспективы, мы бы не были столь оптимистичны относительно будущего украинской энергосистемы. После войны она нуждается в радикальной реновации. И многое будет зависеть от сроков, когда закончатся боевые действия. Если они с подобной интенсивностью продолжатся еще один календарный год, шансы, что следующая зима для Украины будет такой же минимально темной, очень невелики.

Поделиться публикацией

Добавьте Klymenko Time в список ваших источников

Новости

Мнения

Свежее Популярное
Больше мнений Перейти
Facebook Telegram Twitter Viber

Вы можете закрыть это окно и продолжить чтение. А можете - поддержать нашу команду небольшим донатом, чтобы мы и дальше могли писать и снимать видео о том, что действительно важно для нас с вами, вместе влиять на решения власти и общества

Стать Другом
x
Вверх