Распродажа госимущества: почему Киев продает госпредприятия за копейки
Парламент принял два решения по приватизации. Во-первых, заново утвердили список предприятий, которые не подлежат приватизации. Во-вторых отменен мораторий на большую приватизацию на период карантина. И теперь, теоретически, можно будет продать «Центрэнерго» и Одесский припортовый завод.


Почти 1 млрд гривен — такова сумма поступлений в госбюджет от приватизации за первый квартал 2021-го года: «Это не первоапрельская шутка, а реальный результат командной работы», — пишет Фонд госимущества Украины на странице в Facebook.
Согласно данным, в марте более четырех предпринимателей участвовали в приватизационных торгах.
Всего региональными отделениями Фонда проведено 377 аукционов, по результатам которых и удалось существенно наполнить государственную казну.
«На самом деле, стоимость активов, аукционы по продаже которых проводились Фондом в январе-марте, превышает 1 млрд грн, однако несколько победителей еще не подписали договора о купле-продаже активов. Надеемся, это произойдет в ближайшее время», — говорится в сообщении.
Показатели первого квартала доказывают, что приватизация — один из эффективных инструментов для поддержки государственной экономики, развития общин и предпринимательства в Украине.
«А теперь только представьте, что будет после того, как Верховная Рада разблокировала аукционы большой приватизации…».
Напомним, парламент во втором чтении проголосовал за законопроект №4543 о приватизации объектов «Большой приватизации». Закон устраняет преграду для возобновления приватизации крупных предприятий, которая стояла на протяжении 2020 года. По крайней мере так заявили в Министерстве развития экономики, торговли и сельского хозяйства. Проект закона позволит провести тендеры. Речь идёт о приватизации первого Киевского машиностроительного завода «Большевик», Одесского припортового завода, Объединенной горно-химической компании и отеля «Президент».
Также в первом чтении нардепы приняли законопроект №4020 о перечне объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации.
О чём это свидетельствует разблокировка приватизации? По словам главы центра анализа стратегий Игоря Чаленко, власти задумались и вписали в государственный бюджет на 2021 год прибыль в размере 12 млрд, которые они хотят получить. Однако как уверяет эксперт, по большей части, приватизации как не было, так и нет, а уже начался второй квартал 2021 года.
Редакция может не разделять оценки авторов, размещенных в рубрике «Мнения».
Те планы, которые были на ещё в начале 2020 года по приватизации мы увидим только сейчас. Фонд госимущества начинает свою активизацию.
Мы увидели ситуацию, когда объекты малой приватизации фактически принесли в казну 2, 2 млрд гривен, в то время как объекты большой приватизации стояли на паузе в 2020 году из-за карантинных ограничений. А эта прибыль, если я не ошибаюсь, в пять раз больше, нежели ожидалось от приватизации этих самых малых объектов. Поэтому правительство решило продавать уже и объекты и предприятия побольше через аукционы. Но я всё-таки сомневаюсь что прибыль составит 12 млрд. Мой оптимистический прогноз — до 5 млрд.
Решение отдать под приватизацию все крупные предприятия, о которых шла речь («Большевик», Одесский припортовый завод, Объединенная горно-химическая компания и отель «Президент») на самом деле исходит не столько в их неприбыльности, которая там была, сколько от того, что предприятия были умышленно доведены до минимального прайса, за которые они будут проданы на аукционе.
Что касается законопроекта, который несет в себе список предприятий, не подлежащих приватизации, то я могу так сказать, что это только начало вхождения частного собственника в госкомпании. Они публично к этому готовятся. Например, та же самая «Укрпочта», куда поставили господина Смелянского для того, чтобы он провел корпоратизацию. Идентичная ситуация с «Укрзализныцей», которая постепенно отделяется и выделяется в отдельные компании, отвечающие за инфраструктуру, перевозки грузовых товаров и пассажирские перевозки.
Хочу уточнить, что на самом деле да 2019 года у нас работал закон со схожим списком объектов, которые запрещено было приватизировать. Сотни предприятий и даже тысячи, которые управляли — это государственные распорядители. То есть политика государства была такая — это госсобственность, её приватизировать нельзя, ею должно управлять государство. Те правила были отменены уже нынешней властью. Я думаю, что ко второму чтению проект закона доработают в части конкретных предприятий. Еще я бы советовал обратить внимание на альтернативные проекты законов других политических сил. Вы увидите, что список предприятий будет разный. От этого и стоит отталкиваться. Кто хочет привести экономику в порядок, а кто наоборот…