Программа эвакуации из опасных регионов: как власть помогает переселенцам и какие проблемы возникают у украинцев?
Программу переселения украинцев трудно назвать успешной, так как люди сталкиваются с рядом трудностей.

Власти периодически сообщают об успешной эвакуации граждан Украины из зоны боевых действий. Отчитываются о суммах, которые будут выделяться на беженцев, а также на тех украинцев, которые их бесплатно приютили. Чаще всего это делает Ирина Верещук на правах профильного министра. А мы попытались разобраться, как на самом деле обстоят дела с украинскими беженцами и что для их поддержки делает власть.
Согласно свежему сообщению вице-премьера Ирины Верещук, только в течении августа из пяти регионов Украины – Харьковской, Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей выехало 63 тысячи человек. Однако в Украине по-прежнему так и не создано централизованных центров для беженцев.
Особо хорошо это видно на примере Кировоградской области, которая правительством объявлена базовой точкой сбора для людей, выезжающих из Донецкой области. Власти организовали бесплатный переезд на поезде. Все переселенцы ежемесячно получают по 2 тысячи гривен и отдельно еще по 3 тысячи на каждого ребенка. Еще международные организации обеспечивают беженцев бесплатными обедами.
Однако вся программа стопорится на вопросе размещения людей, потому что их в той же Кировоградской области особо размещать негде. Например, глава Кировоградской ОВА Андрей Райкович в начале августа в ФБ отчитывался, как принимали первую волну беженцев из Донбасса, а это было всего 136 человек. И вот эти 136 человек распихали по социальным общежитиям, школам и детским садам. «Будем с людьми договариваться. Будем использовать весь жилищный фонд всей области», - пишет Райкович.
Очевидно, что никакого существенного жилищного фонда в Кировоградской области нет, иначе первую партию из 136 человек на рассовывали бы по школам и детским садам. Т.е., весь план властей по размещению беженцев заключается в расселении их в частных домах других украинцев.
Но здесь есть тоже свои подводные камни. Во-первых, нет никаких механизмов проверки, на каких условиях беженцы размещаются в домах остальных украинцев. Спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук когда-то по документам «снимал» квартиру у своей тещи, за что получал финансовую компенсацию от государства. Поэтому, можно смело предположить, что огромное количество беженцев расселяются по Украине на правах квартирантов, т.е., за оговоренную плату.
Во-вторых, власти сделали компенсацию за предоставление жилья беженцам, мягко говоря, предельно незначительной даже для сельских регионов. 450 гривен за человека – это сегодня эквивалент 4 кг гречки. К тому же, оформление этих денег сопряжено с огромными бюрократическими проволочками. Те же ЦНАПы (центры предоставления административных услуг) принимают заявки по этой программе только с 1 по 5 число каждого месяца, что порождает огромные очереди. При этом каждый месяц эту же процедуру нужно повторять личным присутствие человека, который предоставил беженцам жилье.
Правда, с 1 октября сумма за беженцев увеличивается до 900 гривен. Более того, в правительстве пошли на адекватное решение и теперь эти деньги не будут учитываться при начислении субсидий. Это уже открывает возможности привлечения к программе тех же одиноких пенсионеров, особенно в провинции, для которых 900 гривен с человека будет уже каким-то минимальным подспорьем.
В некоторых регионах ищут дополнительные финансовые стимулы для размещения беженцев. Так, в Закарпатской области будет выплачиваться разовая финансовая помощь в 4 тысячи гривен тем, кто приютит у себя беженцев на месяц и дольше. Правда, 4 тысячи будут даваться на один объект недвижимости, а не на количество беженцев, поэтому разместить цыганскую семью в комнате на 10 кв. м. тут уже не получится.
Однако комплексно проблема не решается. Для беженцев по-прежнему на системной основе не создаются модульные дома. В лучшем случае для этого привлекаются частные инвесторы и благотворительные организации из-за рубежа. В Житомирской области, например, анонсировано создание 40 домов по программе итальянского правительства. Но опять же, это только анонс, а самих домов еще нет. Или Германия недавно выделила 200 миллионов евро на решения гуманитарных вопросов беженцев. Но во всем этом нет системной программы, где эти люди будут жить. По сути, вся программа «Убежище» построена на раздаче очень небольших сумм беженцам и тем, кто этих беженцев приютит у себя.
И также никак не решается ключевой вопрос с предоставлением беженцам работы. Понятно, что это уже не компетенция одной Верещук, но все же, жить на 3 тысячи в месяц ребенку и на 2 тысячи взрослому человеку, еще и за пределами своего дома – это нереально. Поэтому, не давая ответа на два ключевых вопроса – где беженцы будут жить и где они могут работать – программу переселения украинцев из зоны боевых действий невозможно назвать успешной.
Ранее мы писали, что пострадавшие от войны могут получить выплаты от фонда «Единство и будущее», а также рассказывали подробно о том, как сейчас решается вопрос расселения украинцев, оставшихся без жилья.
Подписаться на наши новости в Google News
Подписаться на телеграм-канал Klymenko Time
Понравился материал? Поставьте ему 5 звезд. Это важно для редакции.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Вы можете закрыть это окно и продолжить чтение. А можете - поддержать нашу команду небольшим донатом, чтобы мы и дальше могли писать и снимать видео о том, что действительно важно для нас с вами, вместе влиять на решения власти и общества
Стать Другом