Автономия — опасность? Посол Венгрии в Украине Ийдярто призвал не бояться автономии Закарпатья
Дипломат заявил, что автономия — это не токсичное явление, «как думают в Украине»


Посол Венгрии в Украине Иштван Ийдярто рассказал о своем понимании автономии Закарпатья. Он отметил, что автономия помогает, ведь все живут вместе, однако «меньшинство» само отвечает за свою жизнь.
Редакция может не разделять оценки авторов, размещенных в рубрике «Мнения».
Что такое автономия? Это всегда переговоры между большинством и меньшинством. Большинство говорит о суверенитете, «я — хозяин в этом государстве», но соглашается на компромисс с меньшинством, у которого также есть свои пожелания. Вот они и сходятся «на середине дороги», наделяя автономию немножко большими правами.
Такие автономии существуют в Италии, Финляндии. И это вовсе не токсичное явление, как, увы, думают в Украине. Автономия даже помогает — ведь живем вместе, но «меньшинство» само отвечает за свою жизнь.
Автономия — это процесс. Меньшинство всегда видит в ней защиту от недемократичного поведения большинства. А то, в свою очередь, думает, что автономия — опасность. Но есть надежда на достижение политической воли всех, кто живет в рамках единого государства.
Если ее не будет — это трагедия. Автономия — это исторический опыт, построение модели централизации, вопрос реакции различных политических сил.
То, что у вас (в Украине – прим. ред.) был негативный опыт с одной автономией, вовсе не говорит о том, что все они одинаково плохи. Иначе вы принялись бы отказываться от всех слов, начинающихся на «авто…».
В Киеве почему-то очень часто думают, что в Закарпатье порядка 80% населения — венгры. Но это ведь не так — их 10–12%.
Конечно, в этом регионе — и так сложилось исторически — украинское и русинское население проживало в горах. А возле Тисы, в низинах, столетиями жили венгры. Это не в ХХ веке так получилось — и этническая, лингвистическая граница там существовала всегда. А в городах население было перемешано (кроме Берегово, которое всегда было центром региона, где живут большинство венгров).
Сейчас же в Украине говорят, что «там была граница», — это не так! Значит, это было частью венгерского населения Карпатского бассейна. Так же, как украинское население было частью Галичины, этническим плацдармом, если можно так сказать.