Нынешний энергетический кризис в ЕС – ничто, по сравнению с тем, что будет в 2023-2024 годах
В настоящее время нет альтернативных источников энергии для покрытия нехватки российских энергоресурсов.

Энергетический кризис 2022 года покажется умеренным, по сравнению с тем, что начнется в следующем году, а настоящим кризисом станет зима 2023-2024 годов. Об этом пишет американский еженедельный журнал Time.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Ближайшая проблема проста: не хватает топлива и, следовательно, электричества, поэтому цены резко выросли и на то, и на другое. В значительной степени это является результатом сокращения российского экспорта нефти, природного газа и угля из-за западных санкций и других политических усилий по ограничению доходов России в войну. Однако большая часть поставок российского топлива по-прежнему поступает на международные рынки, потому что такие страны, как Китай и Индия, рады покупать товары со скидкой. Но российский экспорт тоже упал примерно на 18% в августе, по сравнению с февралем.
Ситуация, в которой мы находимся сейчас, усугубится зимой, но и это будет «прогулка в парке», по сравнению со следующим годом. Начнем с того, что этот год не так плох, как мог бы быть. Хотя зима в этом году будет неудобной и дорогой, тем не менее, Европа находится в удивительно хорошем положении. Хранилища природного газа в масштабах всего блока в настоящее время заполнены более чем на 90%, что как минимум на 15% выше, чем год назад. Этого недостаточно для обогрева и электроснабжения континента в холодную зиму или даже в обычную зиму при нынешнем уровне потребления. Но, исключая любые непредвиденные бедствия, нынешних запасов природного газа, вероятно, хватит на одну зиму, если ЕС сможет сократить потребление на 15%.
Если бы европейцы и остальные из нас могли заглянуть в будущее до 2023 года и далее, они сделали бы все, что в их силах, чтобы сохранить нынешние накопленные запасы энергоресурсов. Фундаментальная проблема, с которой столкнулись в этом году — нехватка топлива и, следовательно, электроэнергии, вызывающая безумно высокие цены, — не исчезнет к следующему году. Вместо этого она перерастет в энергетический кризис.
Во-первых, существует высокая вероятность того, что Китай, наконец, выйдет из спячки COVID-19. Когда это произойдет, это потрясет энергетические рынки. Продолжающиеся карантинные меры в Китае привели к резкому снижению потребления ископаемого топлива и электроэнергии, снижению потребления нефти на 9,14% и природного газа на 5,8% в апреле 2022 года, по сравнению с 2021 годом. В августе этого года Китай, крупнейший в мире потребитель энергии, импортировал на целых два миллиона баррелей сырой нефти в день меньше, чем ожидалось. Для сравнения: Россия экспортирует в среднем 10 млн баррелей в день, а это означает, что, когда Китай очнется от COVID-19, у его возникнет ненасытный энергетический аппетит, равный 20% экспорта России. Это окажет огромное дополнительное давление на рынки энергоносителей, которые уже испытывают напряжение в связи с текущим спросом.
Во-вторых, Путин не собирается снова открывать краны энергоснабжения Европы. Если он всё еще будет у власти в следующем году, российский президент продемонстрирует свою знаменитую способность затаить обиду, сделав всё возможное, чтобы продолжить наказывать Европу за поддержку Украины. Путин ведет длинную игру, ожидая, пока энергетический кризис вызовет достаточную инфляцию, чтобы вызвать народные волнения, достаточные для свержения западных правительств, выступающих против российского империализма. Кроме того, санкции в сочетании с потерей сотрудничества в Западом и сокращением объемов экспорта означают, что России будет трудно быстро восстановить свою нефтяную промышленность и запустить ее в больших масштабах после войны.
Это означает, что когда Европа выйдет из этой зимы в апреле 2023 года, она исчерпает свои запасы топлива, и ей будет гораздо труднее найти способы их пополнения. Более 40% хранимого в Европе газа на эту зиму поступило из России, несмотря на санкции и войну. В 2023 году и далее Европа будет пытаться — и ей придется — получать энергоресурсы из других источников, что приведет к прямой конкуренции с другими странами и даже – к войне за ресурсы. Это, в свою очередь, приведет к еще большему росту цен.
Простая реальность заключается в том, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе — от 6 месяцев до 2 лет — нигде нет достаточных запасов. Американский СПГ не может спасти мир. 12-процентное увеличение экспорта СПГ из США в этом году — это темпы роста, которые не выйдет поддерживать постоянно.
Даже если бы в США было больше производственных и экспортных мощностей, глобальные импортные мощности ограничивается менее чем 50 существующими терминалами СПГ. В Европе, например, терминалы СПГ имели свободную мощность для импорта менее 70 миллиардов тонн, тогда как континент импортировал около 170 миллиардов кубометров трубопроводного газа, что эквивалентно 118 миллиардам тонн СПГ в год. Европа хочет арендовать плавучие терминалы СПГ, чтобы решить эту проблему, но стоимость этого огромна, а другие проблемы сохраняются. И грязный секрет заключается в том, что большая часть СПГ, спасшего Европу этой зимой, на самом деле российского происхождения – санкционная лазейка, которую почти наверняка закроют. Импорт российского СПГ в Европу вырос на 42%, но не в следующем году. Более того, СПГ сейчас тоже шокирующе дорог.
Возобновляемые источники энергии также не могут спасти положение. Ветряные и солнечные фермы можно построить относительно быстро и дешево, но их нельзя использовать для отопления в больших масштабах, потому что большинство домохозяйств не оснащены электрическими обогревателями или тепловыми насосами. Замена систем отопления всей страны займет больше года. Атомная энергетика также не является решением на 2-5 лет, потому что для лицензирования и строительства атомных станций требуется 5-10 лет. Биотопливо и геотермальное отопление являются многообещающими технологиями, но имеют те же недостатки: либо их создание занимает слишком много времени, либо они недостаточно масштабируемы и, следовательно, не могут решить насущную проблему. Ни одна из новых технологий не будет готова ни к 2023, ни к 2024, ни, возможно, даже к 2025 году.
В совокупности в 2023 году Европа, скорее всего, будет испытывать нехватку 20% необходимого топлива.
Для богатых топливом стран, таких как США, последствия эскалации энергетического кризиса до 2023 года будут неоднозначными. С одной стороны, можно заработать много денег. С другой стороны, макроэкономические и политические последствия энергетического кризиса будут ощущаться повсюду, даже в странах-чистых экспортерах. Рекордные цены на энергоносители почти наверняка подтолкнули европейские и другие страны к рецессии, которая обязательно отразится на США, Канаде, странах ОПЕК и других странах.
Подписаться на наши новости в Google News
Подписаться на телеграм-канал Klymenko Time
Подписаться на аналитический телеграм-канал Klymenko Time
Понравился материал? Поставьте ему 5 звезд. Это важно для редакции.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Вы можете закрыть это окно и продолжить чтение. А можете - поддержать нашу команду небольшим донатом, чтобы мы и дальше могли писать и снимать видео о том, что действительно важно для нас с вами, вместе влиять на решения власти и общества
Стать Другом