«Этот закон — ущерб украинскому языку», «конвульсии украинского патриотизма»: реакция соцсетей на закон об обслуживании на украинском языке
16 января в силу вступил языковой закон об обслуживании только на украинском языке. Клименко Time собрал комментарии политиков, экспертов, политологов и депутатов на этот счет.


Языковой закон, принятый 16 января, взбудоражил общественность и, как ожидалось, расколо общество на два лагеря: за и против. Мы собрали реакцию политологов, политиков, депутатов и журналистов на принятый законопроект.
Елена Дьяченко, политолог
Политолог Елена Дьяченко вспомнила, как 100 лет назад – в 1920-х годах, проводили насильственную украинизацию. Эту идею раскритиковал историк и идеолог украинского национализма Дмитрий Донцов.
«Особо бьющимся в конвульсиях карго-патриотизма всегда напоминаю столетней давности дискуссию их морального авторитета Дмитрия Донцова с проводившими насильственную украинизацию большевиками. В 20-е годы прошлого века советская власть решила прибегнуть к насильственной украинизации Украины как способу привлечения к себе народных масс. Этот процесс критиковал Дмитрий Донцов, этнический русский, уроженец Мелитополя, получивший образование в Питере, издатель и редактор «Літературно-наукового вісника», идеолог (так пишут профессиональные патриоты, хотя сам он это отрицал) украинского национализма, сотрудничавший со всеми от УСДРП до ОУН и бравший деньги у всех», — отметила Дьяченко.
Затем в своем посте она привела основные тезисы статье Николая Скрыпника, который в то время был наркомом образования Украины.
Максим Бужанский и «пещерный рагулизм»
Писатель и публицист Максим Бужанский сравнил подобные законы и современный политический уклад Украины с «пещерным рагулизмом» и отдельно упомянул штрафы.
«А представляете, если бы мы жили не в пещерном рагулизме, а в цивилизованном государстве, то штрафы бы этим самым государством взымались за другое.
За то, что вашим родителям не вовремя оформили субсидию.
За произвол облэнерго.
За отказ везти льготного пассажира в транспорте.
За не убранный снег.
За не приехавшую скорую.
За невыполнение избирательной программы, в конце концов.
Но это возможно только в цивилизованном мире», — отметил Бужанский.
Андрей Портнов, политик
Политик и экс-советник президента Януковича Андрей Портнов о том, что штрафы несут ущерб украинскому языку
Андрей Портнов отметил, что подобное «насаждение» языка несет куда более серьезный ущерб, а штрафы только усугубляют ситуацию.
«Думаю, было бы трудно придумать формулу более серьёзного ущерба украинскому языку, чем установление штрафов за отказ от его использования в сфере услуг. Уверен, что такое легкомысленное давление государства на основные свободы людей приведёт к совершенно обратному эффекту и часть тех, кто спокойно использовал государственный язык в быту могут теперь принципиально перейти на русский», — сообщил Портнов.
Андрей Павловский пошел на эксперимент
Журналист Андрей Павловский хоть и не делал резких заявлений об украинском языке, но решил «промониторить» ситуацию.
«Утренний эксперимент. Стою в кофейне, девушка за прилавком говорит на русском, никто из посетителей замечаний пока не делает. Уже минут 20 стою. Думаю, устроит ли кто-то разборки или нет», — сообщил Павловский.
Елена Лукаш
Экс-министр юстиции Елена Лукаш также обратила внимание на насильственную «любовь».
«Нельзя одновременно поддерживать украинский язык и уничтожать его носителей невозможными условиями существования в родной стране. Невозможно привить любовь к языку насилием», — сообщила Лукаш.
Денис Силантьев
Денис Силантьев, народный депутат, заявил, что нужно не штрафы вводить за отказ разговора на украинском языке, а смотреть, как государство поддерживает украинские проекты. А вот сейчас вводить подобные законы, в условиях пандемии, — это вставлять «палки в колеса» украинскому бизнесу.
«В эпоху пандемии и падения экономики — это может стать дополнительным фактором давления на бизнес. Но при этом, по сути это никак не популяризует украинский язык: обслуживание в АТБ на кассе или в кафе это не средство продвижения национальной культуры. Лучше посмотреть на то, сколько выделено в этом году денег на культуру, книги, кинематограф на украинском? Поддерживает ли у нас вообще государство масштабные культурные проекты на украинском языке? Ошибочно ждать, что кассир в супермаркете, ремонтник на СТО или официант в кафе смогут заполнить тот пробел в использовании украинского. Никто не заменит никакими законами нормальное украинское кино, музыку, культуру которые должны выполнять эту функцию. А иначе — это разговор не о языке, а о том под каким предлогом содрать штраф с предпринимателя», — заявил Силантьев.
Ранее мы рассказывали, чего ждать о языковом законе, который вступил в силу 16 января.