Вокруг отправки артистов на Евровидение при Аласании произошло два крупных скандала с идеологической составляющей.
10:43

Зураб Аласания: что известно о главном идеологе Общественного телевидения?

Какие скандалы связаны с главой правления НОТУ

Зураб Аласания
элемент дизайна Клименко Тайм 14 минут на чтение : 13

Биография

Зураб Григорьевич Аласания родился в 1965 г. в Сухуми. В 1982 г. он окончил Харьковский инженерно-строительный институт по специальности «промышленно-гражданское строительство». Служил в ракетных войсках Краснознамённого Закавказского военного округа. Трудовую деятельность начинал в 1989 г. с должности рабочего в Харьковском метрополитене, дослужился до мастера участка, после работал инженером в НИИ «Гипрозаводтранс». После развала СССР занимался изобразительным искусством, периодически жил за границей: в Греции, на о. Крит. Служил во Французском иностранном легионе, но контракт не закончил.

С 1996 г. начал сотрудничать со СМИ, выпускал авторские программы. В 2000 г. стал основателем агентства «МедиаПорт» и еженедельника «MediaPost». С 2005 по 2010 гг. работал директором Харьковской областной государственной ТРК.

В 2013 году стал одним из журналистов Hromadske.tv – канала, финансируемого фондом Джорджа Сороса «Возрождение», посольствами США и Голландии. 25 марта 2014 г. был назначен директором Национальной телекомпании Украины (НТКУ), подал в отставку 1 ноября 2016 г.

В 2017-м, после реорганизации, избран Председателем Национальной общественной телерадиокомпании Украины (НОТУ, укр. – Національна суспільна телерадіокомпанія України, НСТУ).

Связи с Аваковым

И Аласания, и нынешний министр МВД Арсен Аваков начинали свою карьеру в Харькове, и ходят слухи об их дружбе, продолжающейся до сих пор. Если это так, этим может объясняться назначение Аласании на должность главы НТКУ – как политической фигуры, а не профессионального управленца.

Сам Аласания по этому поводу заявлял, что единственное, что связывает его с Аваковым – харьковские корни.

Аласания и НТКУ

После назначения Аласании финансовое состояние телеканала начало ухудшаться по причине сокращения финансирования государством и нерационального расходования средств, сотрудников впервые в истории канала начали отправлять в неоплачиваемые отпуска, что привело к тому, что журналисты начали увольняться. В 2016-м г. многие работники телеканала получали по 1700 грн./мес., при этом рядовым работникам не выплачивали премии, а начальству их выдавали по необоснованным причинам, присутствовал сильный разрыв в доходах.

При нем в 2014 г. телекомпания заказывала исследование телевизионной аудитории «Первого национального» по завышенной стоимости – 1,77 млн грн. Параллельно с этим не производилось обновление технической базы телеканала, не закупался контент, закрывались программы собственного производства, что постепенно привело к значительному снижению рейтингов при почти 100%-ном покрытии в Украине.

Зураб Аласания: что известно о главном идеологе Общественного телевидения? фото 1

При этом в 2014-2016 гг. телеканал получал грантовую помощь от благотворительного фонда «Поддержки создания и развития общественного телевидения и радиовещания в Украине» в общем размере более 1,5 млрд долл. Фонд финансируется Советом Европы, ВВС Media Action, Интерньюс Нетворк /США, Deutsche Welle Akademie, Фондом Развития СМИ/Посольство США, ЮНИСЕФ  и др. западными организациями. Деньги были в основном потрачены на техническое оснащение и производство контента, однако, как оказалось, и этого было недостаточно.

Зураб Аласания: что известно о главном идеологе Общественного телевидения? фото 2

Зураб Аласания: что известно о главном идеологе Общественного телевидения? фото 3

На телеканале у Аласании был конфликт с Савиком Шустером, который впоследствии в 2014 г. ушел с УТ-1 – это привело к значительному снижению общих рейтингов. По словам Аласании, программа «Шустер live» не соответствовала стандартам телеканала. Конфликтовал со Светланой Колядой, бывшим главным редактором информационного вещания, впоследствии также ушедшей, по причине размещения им в эфире УТ-1 политической джинсы.

В рамках финансовой экономии Украина в 2015 г. впервые в истории страны отказалась от участия в Евровидении.

По итогам такой деятельности руководства первичная профсоюзная организация НТКУ обратилась в ГПУ с требованием расследовать возможный факт саботажа в действиях Аласании.

Зураб Аласания: что известно о главном идеологе Общественного телевидения? фото 4

2 ноября 2016 г. Аласания сам подал в отставку, озвучив следующие причины: сокращение бюджета НТКУ путем включения в него бюджета на Евровидение и нежелание власти нести ответственность за расходование средств на Евровидение.

По слухам, увольнение Аласании также могло быть спровоцировано давлением власти и нежеланием Аласании закрыть на телеканале программу «Схемы», в которой часто появлялись ролики против действующего тогда президента Петра Порошенко.

Аласания и НОТУ

В НОТУ назначали друзей Аласании – к примеру, по промежуточным итогам аудита, программный директор НОТУ Дарья Юровская и давняя подруга Аласании не соответствовала требованиям вакансии, поскольку не имела высшего образования.

В 2018 г. произошел скандал, связанный с отказом телеканала «UA: Первый» транслировать крестный ход УПЦ КП якобы по причине его политической составляющей и возможного пиара участвовавшего в нем Порошенко в случае проведения трансляции.

НОТУ также оказались в тяжелом экономическом положении. 24 сентября 2018 г. в НОТУ заявили, что из-за нехватки бюджетного финансирования начинают антикризисные мероприятия, среди которых: отпуска за свой счет, урезание премий и т.п. – по причине почти двукратного сокращения финансирования НОТУ государством (до 777 млн грн.) из-за сложной экономической ситуации в стране. Телеканалу не хватало около 220 млн грн. до конца года. А на следующий день аналоговое вещание UA:Пeрший было отключено за долги.

Зураб Аласания: что известно о главном идеологе Общественного телевидения? фото 5

В итоге в прайм-тайм на канале начали транслировать китайские фильмы.

Ситуация вылилась в конфликт между Аласанией и пятым президентом, а также в попытку уволить Аласанию с должности перед президентскими выборами 2019 г. с целью перераспределения контроля за СМИ. Официальными причинами увольнения стали: «UA: Первый» не осветил Крестный ход 2018 года, заседание Генассамблеи ООН 2018 года, а также то, что телеканал под влиянием Аласании «деполитизировал новости».

Зураб Аласания: что известно о главном идеологе Общественного телевидения? фото 6

По слухам, на должности он остался и остается до сих пор именно благодаря поддержке Авакова.

«Интересный» заместитель

Первым заместителем Аласании был назначен Александр Лиев, бывший министр туризма Крыма. По информации в СМИ, на него открыто шесть уголовных дел:

-назначение в НОТУ работников ООО «Зручно», директором которого может являться жена Лиева;

-назначение в НОТУ родственников Лиева;

-дело относительно сотрудничества с благотворительным фондом «Поддержки создания и развития общественного телевидения и радиовещания в Украине», которая не отчитывалась о потраченных спонсорских средствах перед учредителями;

-приобретение НОТУ подержанной техники по стоимости новой;

-отказ Лиевым от аудита НОТУ в 2018 г. компанией Ernst&Young – руководство НОТУ просто не предоставило аудиторам необходимый набор документов, из-за чего невозможно было дать заключение по итогам аудита и средства на него оказались потраченными впустую;

-сдача в аренду недвижимости НОТУ проектам, не связанным с телевидением.

«Шавки, бл*!»

3 июля 2020 г. журналистка телекомпании «Эра-медиа» попросила Аласанию прокомментировать причину закрытия программы «Доброе утро, Страна!» в связи с окончанием договора о размещении в эфире с 11 июля 2020 г., на что тот в ответ нецензурно обозвал журналистку. После этого журналисты хотели поднять вопрос целесообразности занятия им должности, однако тема развития не получила.

НОТУ и идеологическая составляющая

Вокруг отправки артистов на Евровидение при Аласании произошло два крупных скандала с идеологической составляющей.

Евровидение-2019 и MARUV

В 2019 г. певица Анна Корсун (сценическое имя – MARUV) получила победу в национальном отборе в результате честного конкурса и максимальный балл от зрителей. Во время проведения конкурса стоящим на сцене исполнителям задавали вопрос «чей Крым?», «Россия – агрессор?» с целью определить их идеологию.

После появилась информация о том, что у исполнительницы были запланированы концерты в России. Между MARUV и руководством НОТУ прошла семичасовая встреча, вследствие которой исполнительницу отстранили. Ей предложили контракт, в рамках которого, помимо запрета концертов в России, была запрещена импровизация на сцене без утверждения НОТУ под угрозой миллионных штрафов, запрет на общение с журналистами без согласования с НОТУ и др. Фактически это можно рассматривать как давление с целью вынудить отказаться от конкурса.

Согласно позиции НОТУ, «на время конкурса исполнитель становится культурным амбассадором Украины и доносит не только собственную музыку, но также становится выразителем мнения украинского общества в мире», и в этом вопросе они с певицей консенсуса не нашли. Согласно позиции MARUV, от подписания договора она отказалась из-за кабальных условий.

Скандал вокруг детского Евровидения-2020

17 августа 2020 г. в НОТУ отказали Максиму Ткачуку, 12-летнему мальчику-сироте с Волыни, в нацотборе на детское «Евровидение», удалив его ролик, набравший наибольшую поддержку среди всех остальных участников, с ютуб-канала.

По распространяемой информации, именно Аласания дал указание аннулировать заявку на участие Максима Ткачука. А по словам Аласании, конкурсант принимал участие в конкурсе в Лондоне, организатором которого якобы было «Россотрудничество», которое на самом деле оказалось лишь партнером конкурса, организованного международной академией музыки «Музыка нова», офис которой находится в Лондоне и которая работает в Великобритании с 2001 года.

То есть, НОТУ обвинили конкурсанта в нарушении, которого тот не совершал, но отрицательное решение по нему уже было принято – наиболее вероятно, по причине того, что на конкурсе в Великобритании он исполнял русскую песню «Смуглянка». Таким образом, мальчик был отстранен по политическим мотивам.

Добавьте Klymenko Time в список ваших источников